Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22-Окт-2017, 06:39:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

музыка

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Новости епархии

Flag counter

free counters

Икона дня

Календарь

Новости

Поиск

Друзья сайта

Баннеры

Каталог статей

Главная » Статьи » О духовности

Частые вопросы о покаянии

Частые вопросы о покаянии

Что значит: постоянно пребывать в покаянии? Как можно увидеть себя хуже явных злодеев: убийц, насильников? С чего начинать дело покаяния? Что делать, если видишь свои грехи, но нет при этом никакого желания исправляться?

Эти и другие вопросы приходится слышать в дни Великого Поста – когда призыв к покаянию становится основным мотивом богослужений Церкви. Вопросы важные, особенно для нашего времени.

Что значит: постоянно пребывать в покаянии?

«Святые Отцы пишут что покаяние – делание не имеющее конца на земле. Что оно не должно прекращаться ни на минуту в жизни. Но как можно каяться всю жизнь? Или Бог не хочет прощать человеческие грехи?»

Святые – это те люди, которые сумели достичь истинного видения себя. Они долго очищали око своего сердца, долго трудились над своей душей, и, наконец, при свете Божества, при содействии Духа Божия им открылась та болезнь, которая есть во всех нас. Они увидели ту язву, которую мы иногда называем «наследством Адама» - общее расстройство всего человеческого естества, раздробленность всех сил, помрачение ума, заблуждение воли, омертвение совести, извращение чувств и эмоций.

Такое видение дается не каждому – слишком жуткое это зрелище. Обычный человек, если увидит это в себе – неминуемо впадет в отчаяние и окончательное расслабление. Святые получали это видение себя параллельно с деятельным познанием милости Божией, с видением действия Его целительной благодати. Это охраняло их от отчаяния.

Находясь в одновременном видении такого повреждения человеческой природы и Божией благодати «немощная врачующей», Святые всю свою жизнь превращали в непрестанное покаяние.

Да и может ли быть иначе? Может ли больной, видя каждую секунду свою болезнь и страдая от нее, не призывать непрестанно Врача (к тому же видя Его присутствие) не жалуясь ему на свои болезни?

Мы, в отличие от Святых, не видим в себе этой болезни. Но это не означает, что мы здоровы. Нам дается заповедь покаяния. А сам покаянный настрой предлагается как бы в виде уже готовой вакцины в церковном богослужении.

В идеале организм сам должен вырабатывать иммунитет на все болезни – так Святые родили в себе истинное покаяние, борясь с грехом. Но если организм слаб и немощен, ему дают уже готовую, в других выращенную вакцину. Принимая ее, он пользуется чужими плодами, но получает пользу.

Церковь выдает нам готовую вакцину покаяния в своих текстах, рожденных опытом настоящей духовной борьбы Святых. Мы должны ее с благодарностью принять и постараться, что бы это готовое лекарство стало истинно нашим – принять его всей своей волей.

Мы не потрудились в деле покаяния, но можем приобщиться к его результату – это дар Церкви, плоды опыта жизни и спасения наших Отцов духовных.

Так что нужно принять как данность, на веру необходимость постоянного покаяния и сокрушения. Мы не видим своей болезни, и, возможно, не понимаем, в чем именно каемся. Но должны для начала просто поверить – что есть в чем. Возможно, эта вера нам многое о нас откроет.

Как можно увидеть себя хуже явных злодеев: убийц, насильников?

«Церковь призывает нас увидеть себя хуже всех, ниже всей твари. Но как можно увидеть себя ниже убийцы или педофила? Может это аллегории?».

Если брать отсчет от человеческой шкалы греха, то почти наверняка можно сказать, что мы вообще не грешные! Не убивали, не грабили… Примерно такие доводы приходится часто слышать от людей на исповеди: «да я не грешнее других».

По человеческим меркам это будет совершенно верно: Чикатило был грешнее, а значит, я уже не могу быть ниже всей твари…

Но мы ведь говоря о грехах, мысленно предстаем перед Богом, перед Тем, Кому кто-то должен десять тысяч талантов а кто-то сто динариев – но должны все. Перед тем, для кого праведный фарисей оказался хуже грешного мытаря.

Очевидно в Божием суде действует более сложный механизм, чем весы рыночного торговца…

Можно назвать несколько критериев оценки Богом человека:

1. Мотивы поступков важнее, чем сами поступки.

Бог смотрит не на совершенное действие, а на мотив: чего хотел человек? К чему стремился?

Он взирает на движение нашей воли. «… Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» - сказал Господь. Грех начинается и совершается в нашей воле. И в тот момент, когда воля склонилась к греху – он как бы уже совершен.

Возможно, мы никого не убили и не ограбили. Но гарантирует ли это то, что наша воля не склонялась на грех? Что мы не совершили его в своем сердце?

2. Насколько свободна воля?

Наше произволение далеко не всегда начинается с нейтральной по отношению к добру и злу позиции. Можно сказать даже, что такой нейтральности в нас нет никогда. В каком положении к греху зависла наша воля? Насколько мы свободны или зависимы?

У пьяницы воля несвободна, он практически не может не пить. Одинаковый ли путь уклонения от заповеди Божией проходит его воля и, к примеру, воля того, кто не имеет никакой зависимости от алкоголя и пьет сознательно для получения удовольствия? Совершенно разный путь. То же можно сказать о любом грехе…

3. Кому больше дано – с того больше спросится.

Мы почти всегда смотрим на людей в усредненном варианте: человек пошел и сделал то-то… Но каждый человек индивидуален и неповторим. У каждого – свой объем совести.

Один родился в семье священника, сподобился познания Бога, знает заповеди, имеет благодать Крещения, содействующую правильной жизни.
Другой воспитан в семье алкоголиков, брат у него рецидивист, а сестра – проститутка.

Сын алкоголиков пошел воровать, а сын священника – осудил его. Кто больше согрешил? Кому было дано больше – с того больше спросится…

Так что не будем спешить радостно сравнивать себя с убийцами, находя свои преимущества. Нет гарантии, что совокупность нашей меры познания Бога, нашей зависимости (или независимости) от греха и нашей воли дает нам перед ними преимущества… Может мы осудимся больше…

Преподобный Андрей Критский в Великом Каноне сказал такие слова: «Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней…». Оказывается, для святого Андрея не было сложно увидеть себя грешнее всемирно известного злодея.

С чего начинать дело покаяния?

«В руки попал перечень грехов из нескольких страниц. Долго читали и поняла что грешна во всем. Зачитала на исповеди. Что теперь делать?»

Подобная практика отчета о проделанных грехах только отвлекает людей от настоящего покаяния. На исповеди необходимо в первую очередь говорить о том, что реально мешает жить. О том, что стоит стеной между душей и Богом. Если есть серьезные нарушения заповедей, то весь упор в духовной борьбе должен быть направлен на их преодоление. Без этого все будет бесполезным.

По мере устранения явных грехов будут открываться более скрытые душевные недуги. Это – бесконечный путь, потому и называют Отцы покаяние деланием, не имеющим конца на земле.

Что делать, если видишь свои грехи, но нет при этом никакого желания исправляться?

«Вижу свои грехи, но не испытываю ни потребности в покаянии, ни желания их исправления. Умом понимаю, что это неправильно, но никакого желания исправиться нет. Что делать?»

У Отцов такое состояние называется «окамененным нечувствием». Это очень опасное состояние – духовная кома.

Такое состояние не возникает на пустом месте. Можно сказать с уверенностью, что этому предшествовали серьезные и осознанные уклонения от заповедей Божиих, возможно – смертные грехи. Такое состояние может возникнуть и без особых грехов от жестокосердия по отношению к ближним, от осуждения, ссор или распрей (особенно с близкими людьми).

В таком окаменении душа как бы теряет чувствительность ко греху. В нормальном состоянии грех причиняет боль – что является признаком еще живой души. Совесть реагирует на совершенный грех болью, начинается внутреннее раскаяние…

Если же грех проходит безболезненно, привычно легко – впору оплакивать своего «внутреннего мертвеца» - ту самую «убитую совесть», о которой печалился преподобный Андрей Критский. Нужна срочная духовная реанимация!

Необходимо привести свою совесть в чувство. Это должен сделать ум – он то еще понимает, что к чему. Необходима исповедь, даже если сердце не чувствует вины. Необходимо срочно примириться со всеми ближними. Необходимы молитва и поклоны – это очень действенные способы разбудить душу от смертной спячки.

И еще одно Средство есть в Церкви. Святой Иоанн Кронштадтский говорил о действии Причастия на душу, что оно делает сердце чувствительным к согрешениям. Божья благодать – только одна она может оживить омертвевшее сердце.

«… Верующий в Меня, если и умрет - оживет» - говорит Господь. Душа, умершая смертью греховной – да оживет покаянием! Христос есть воскресение и жизнь. Если обратиться к Нему искренне – Он обязательно поможет.



Игумен Игнатий (Душеин)



Источник: http://hramnagorke.ru/prose/68/998/
Категория: О духовности | Добавил: sasha (16-Май-2011)
Просмотров: 505 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]